Менталитет как социально-психологический феномен

Слово «менталите» (умосклад) считается со французского непереводимым и передаётся в разных значениях: умонастроение, мыслительные установки, воображение, склад ума, видение мира.

Наиболее известна интерпретация понятия в рамках школы «Анналов» во французской историографии («школа Февра») в контексте «истории ментальностей». Однако исследования «на стыке» велись и другими учёными. В России, например, это - Л. П. Карсавин и П. М. Бицилли.

Интерментальные факторы исторического процесса

В рамках многофакторного подхода выделялась группа факторов, которая связывалась с закономерностями духовной стороны развития человеческого общества. Н. И. Кареева ввёл и сам термин - «интерментальные» факторы исторического процесса.

Содержание понятия «историческая психология» в рамках многофакторного подхода можно свести к следующим моментам.

Национальный характер как теоретическая категория

Термин «национальный характер» становится актуальным с начала XIX века, со времён романтизма, который, собственно, и открыл миру нацию в качестве субъекта исторического процесса. А вот дальше начались сложности. На протяжении последних двухсот лет наука, и не только историческая, пытается «наполнить» этот термин реальным теоретическим содержанием, однако общепризнанных характерологических признаков так, до сих пор, и не выявлено. Возможно, появление самого понятия «национальный характер» связано с необходимостью более точной и «жёсткой» территориальной самоидентификации социума в новых исторических условиях, связанных с капитализмом и становлением системы индустриального общества.

Тогда выявление характерологических признаков возможно в разных системах координат.

Религиозное сознание как методологическая категория

Понятие «религиозное сознание» (акценты могут быть разными) давно и устойчиво употребляется в исторической науке.

Основная проблема в том, что только в рамках западноевропейского варианта христианской цивилизации выделилась в чистом виде наука в современном смысле этого слова. Однако это светское знание сформировалось в ситуации конфликта церкви и собственно науки.