Цивилизация как социальное единство в концепции А. Дж. Тойнби

Известнейший английский историк XX века Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) является основоположником цивилизационного подхода к истории, продуктивность и даже общая целесообразность применения которого вызывает на протяжении всего XX века оживленные дискуссии. Одной из вершин мировой историографии является его многотомная работа «Постижение истории» (1934-1961), которая оказала огромное влияние на мировую историческую, социологическую, философскую мысль, весь комплекс мирового гуманитарного знания. В этой работе ученый доказывал, что непрерывного поступательного движения человечества как некоего абстрактного целого нет, оно заменяется на циклическое развитие отдельных цивилизаций.

В рамках проблематики нашего сайта обратим внимание на следующее:

Анализ исторических взглядов А. Тойнби позволяет сделать вывод о том, что они имеют четко выраженную внутреннюю структуру. В центре внимания ученого – проблема цивилизации как субъекта человеческой истории. Изучив огромный фактический материал, Тойнби делает вывод, что исторический процесс в существенной части можно свести к проблеме зарождения, развития, надлома и гибели цивилизаций. Философия истории Тойнби, как нам кажется, как раз и сводится к одной исходной установке: человеческая история – это история цивилизаций. Выбранный ученым субъективный критерий, безусловно, вызывает возражения. Вместе с тем нельзя не признать научной ценности подобного подхода к истории. На наш взгляд, именно цивилизационный подход в интерпретации Тойнби имеет определённую научную значимость и сохраняет свою актуальность вплоть до настоящего времени.

Надо учитывать, что использование категории «цивилизация» в интерпретации Тойнби имеет свои разумные границы. Рассматривать национальную историю какой-либо страны с этой точки зрения, по его мнению, необоснованно и непродуктивно. Цивилизация, по Тойнби, это нечто большее, чем привычное нам европейское государство-нация. Это, в первую очередь, культурная и духовная общность, имеющая структурирующие компоненты в социальной и экономической сферах. Таким образом, рассмотрение цивилизации как системы – это заслуга и немаловажный вклад этого гениального ученого в общую разработку проблемы цивилизационного подхода.

На основании приведенного выше материала мы делаем вывод, что цивилизация в интерпретации Тойнби – это сложная социальная система, на которую влияет целый ряд обстоятельств. Это структурированная творческим меньшинством (элитой) форма социальной организации, которая реагирует на внутренние и внешние импульсы, пытаясь сохранить при этом свойство внутренней самодетерминации всей системы, «чувство равновесия» и находя баланс между властью над окружением и возможностью внутренней духовной эволюции. Такая установка кажется перспективной и придает цивилизационному подходу к истории осмысленность.

В данном контексте и целесообразно анализировать генезис цивилизаций по Тойнби.

В основе процесса возникновения любой цивилизации – всплеск социальной активности в рамках той или иной человеческой общности, ответ на Вызов, по терминологии Тойнби. Любой социум неоднороден, в нем выделяется правящее меньшинство и пассивное большинство. Правящее меньшинство в лице своих незаурядных представителей выдвигает тот или иной вариант реакции на брошенный окружающей средой вызов, пассивное большинство так или иначе на этот вызов реагируют.

Интерес во всех построениях Тойнби представляет мысль о том, что человеческий социум очень сложная система, и вот эта-то реакция на вызов в границах любого социума резко индивидуальна. Исторические условия (природно-географическая среда, человеческое окружение, традиции и ментальные особенности) приводят к тому, что общество пытается найти состояние равновесия. В этом случае правящее меньшинство действительно составляют наиболее одаренные личности, а пассивное большинство добровольно следует предложенным ему нормам поведения. В основе этого процесса, по Тойнби, – явление мимесиса, т.е. подражания.

Поскольку процесс самодетерминации в рамках разных социумов и созданных на их основе более сложных социальных структур – цивилизаций – резко индивидуален, история человечества носит столь ярко выраженный самобытный характер. Социальные агрегаты людей зарождаются, приобретают сложную внутреннюю структуру, вступают во взаимодействие с окружающей средой и с другими социумами, и все это в оригинальной, неповторимой манере. С этой точки зрения развитие человечества действительно непредсказуемый процесс.

Тойнби показал, что надлом той или иной цивилизации связан с утратой чувства гармонии, т.е. внутреннего равновесия социальной системы. В этом случае правящее меньшинство, т.е. элита общества, утрачивает свойство генерировать свежие идеи и теряет авторитет в глазах остальной массы населения. В рамках цивилизации начинаются сложные процессы внутренней дифференциации, которые приводят к тому, что правящее меньшинство все больше использует в качестве средства управления силу, а пассивное большинство организуется, превращается во внутренний пролетариат (по терминологии Тойнби) и формулирует для себя новые нормативные установки. Кроме того, в результате взаимодействия цивилизации как сложного социального агрегата с окружающими ее примитивными обществами появляется новая социальная сила – внешний пролетариат, который так же оказывает воздействие на состояние всей этой макросистемы. Как правило, разбалансированная цивилизация скатывается до применения открытого насилия, начинается период территориальных захватов. Период социальной стабильности, достигнутой такой ценой, имеет свой предел, и дело заканчивается социальным катаклизмом, приводящим к гибели всей цивилизации. Получается, что период создания могучей империи для любой страны, по Тойнби, это первый признак её распада.