Уильям Робертсон как классический представитель Просвещения

Робертсон Уильям (1721 - 1793), шотландский исследователь, в своих работах использовал и развивал основные установки просветительской парадигмы. Несмотря на свою односторонность, парадигма Просвещения уже учитывала социально-психологический компонент человеческой истории, хотя и сводила его к социологическим терминам «дух и нравы» и «мнения». Причинно-следственная цепочка, в рамках которой традиция («дух и нравы») меняется под влиянием новых «мнений», что вызывает соответствующие изменения в социально-экономической ситуации, была шагом вперёд в объяснении исторических закономерностей.

Остановимся на исторической концепции, которую Робертсон развивал в одной из центральных своих работ – «Истории царствования императора Карла V» (1769). Его основные установки, так или иначе, соотносятся с изучением социально-психологического аспекта человеческой истории.

I. Новая система «гражданского общества» формируется в Европе с XII века: новые «нравы» связаны как раз с успехами просвещения.

Традиционное устройство европейского общества столетиями воплощалось в феодальной системе (VII – XI столетия). Внешне Европа осознавала себя как нечто отличное от остального мира, но «внутри» любое феодальное государство, по Робертсону, нестабильно. Не было т. н. «внутреннего согласия»: ум и нравы общества были «развращены».

Изменили всё Крестовые походы: по Европе распространяется новое мнение, это вызывает взрыв социальной энергии. Социальная активность меняет традиционную систему координат: распространяется «рыцарский дух».

На удовлетворение новых потребностей рыцарям нужны деньги. Бароны уходят на второй план, на первый план выходят государи, расцветает Восточная торговля, меняется распространённая система правления и усиливаются независимые города. Это вызвало к жизни «дух промышленности», который требовал нового, буржуазного законодательства, нового «духа законов».

II. Тормозило развитие Европы христианство со своей системой схоластики («ложное направление умов»).

Эта установка стала «визитной карточкой» парадигмы Просвещения. А именно: католическая церковь как социальный институт, претендующий на монополию в сфере эксплуатации интеллектуальных достижений, препятствовала распространению просвещения и тем самым не позволяла общественным нравам меняться в «лучшую» сторону.

III. В позднее Средневековье на основе новых «мнений» в Европе формируется и новая «политическая система».

«Равновесие в могуществе» на основе нового образа жизни и нравов, «дух торговли», вызвали к жизни и новое «сословие граждан», которое нуждалось в общеевропейской стабильности. Отсюда попытка сформировать новую систему общественной безопасности, что и воплотилось в деятельности Карла V (1500 - 1558), испанского короля в 1516 – 1556 гг. из династии Габсбургов. Карла V пытался создать «мировую христианскую державу, но, как известно, он проиграл эту борьбу, заключив Аугсбургский религиозный мир 1555 г. и отрёкшись в итоге от престола.