Общая характеристика геополитики

Как наука геополитика получает признание только в последнее время. Тем не менее, её данные давно и активно используются в повседневной политической практике. Сам термин «геополитика» стал обыденным.

Обратим внимание на два варианта определения этой дисциплины:

Во-первых, современное (актуальное) определение геополитики:

Геополитика – это концепция политической интерпретации истории, согласно которой внешняя политика государств определяется их географическими и пространственными параметрами («географический рельеф как судьба»). Обычно ещё добавляют: «это наука править миром» и т. д., но это, конечно, преувеличение.

Во-вторых, определение советского периода.

Геополитика- это реакционная, антинаучная доктрина, использующая для обоснования агрессивной политики империалистических государств извращённо истолкованные данные физической, экономической и политической географии. Кроме того, обязательно добавлялось, что геополитика была одной из официальных доктрин германского фашизма, что не соответствует действительности.

Это определение хорошо подчёркивает пограничный статус геополитики, тот факт, что «нет концепций плохих и хороших, есть продуктивные и непродуктивные». Навешивая ярлыки, мы ограничиваем только свои возможности по интерпретации исторического материала под определённым углом зрения, и всё. Сами «извращённо истолкованные данные» остаются. Их всё равно используют, но уже «не извращённые» интеллектуалы.

Характер геополитики как самостоятельной теоретической дисциплины:

Основные геополитические установки достаточно уязвимы и, в некотором роде, банальны. Связано это с тем, что политическая составляющая конкретного государства напрямую с экономикой не связана. Государство может являться политической надстройкой над очень сильной экономикой, но оставаться «политическим карликом». Сейчас это хорошо заметно на примере современных государств у социумов Германии и Японии. Они проиграли Вторую мировую войну, проиграли «вчистую», поэтому всю вторую половину XX века их политические амбиции просто никакие. Есть, например, и Россия, экономическое положение которой можно охарактеризовать как «третья в пятом ряду». Но у неё в распоряжении исторический задел Российской Империи и СССР, он настолько масштабен, что, несмотря на все уступки 90-х, поле для манёвра ещё осталось. Поэтому на политической сцене Россия очень активна и, наряду с «главным» государством начала XXI века – США, позиционирует себя как «полюс силы». И периодически даже не совсем понятно, кто главнее.

Значение геополитики как самостоятельной теоретической дисциплины:

Политическая интерпретация истории имеет свои ограничения. Часто это просто «заклинания», а не наука. Так, реаниматор геополитической тематики в современной России, «русский Хаусхофер» А. Дугин в первом учебнике по геополитике новейшей России «Основы геополитики. Геополитическое будущее России» (1997) допускает множество дедуктивных, гипотетических суждений, которые сложно или невозможно проверить практикой. Однако это и «минус» и одновременно «плюс» рассматриваемой дисциплины.

Геополитика - это «печка» в чистом виде по производству «интеллектуальных пирожков» заданной тематики («имеющих характерный привкус»). Геополитический дискурс позволяет формулировать национально ориентированные системы координат, соотносить их с векторами внешней политики конкретной страны, обосновывать геополитические понятия, которые дают возможность навязывать свои правила игры на «мировой шахматной доске». Их прагматизм можно подтвердить или опровергнуть только на практике, но первоначально их всё-таки надо сформулировать. Играя чужими краплёными картами выиграть нельзя. Однако колоду можно перемаркировать.

Кто-то прячется за так называемые «нормы международного права», кто-то понимает, что «кроме двойных стандартов никаких других стандартов просто не бывает», и переписывает их под себя. В этом, по нашему мнению, реальный смысл и практическое значение геополитики как самостоятельной теоретической дисциплины.