1. Объект изучения историографии всеобщей истории

Термин «историография» берёт начало от двух греческих слов – «история» (рассказ о прошлых событиях) и «графо» (пишу, писать). Объект изучения историографии объемлет три основных значения этого термина.

I. Историография – это и есть собственно историческая наука.

Историческая наука – это дисциплина, которая на основе интерпретации информации, заключенной в исторических фактах, изучает историю человеческого общества (обществ) в его изменениях во времени. Исторический процесс – это своеобразная «река», в которую нельзя войти дважды. «Интеллектуальный продукт» в рамках исторической науки – научная концепция. Исторические концепции связаны с приоритетами в изучении исторического материала и соотносятся с исторической памятью конкретных социумов. Важность концепций в таком контексте в том, что они формулируют подходы к интерпретации исторического материала, расставляют приоритеты. Отсюда принципиальная установка: знание истории придаёт нашей жизни осмысленность.

Прагматичность, рационализм любой интерпретации исторического материала следует соотносить с неравновесной системой трёх своеобразных «точек силы» любой человеческой общности: государства, власти и социума. Их соотношение определяет приоритеты эволюции крупных человеческих общностей. В России, например, это соотношение всегда было в пользу власти и государства, социум был «вторичен», воспринимался властью только в качестве инструмента. С этой точки зрения проблема в том, что суверенное государство не обязательно значит и эффективное, но первое, по любому, важнее. Поэтому императорский и советский периоды форматирования социума великороссов можно оценить как низкоэффективные, с запредельным уровнем насилия внутри этих систем. Власть и до, и после революции 1917 года демонстрировала некомпетентность и отчуждение от общества, ничего не делала для того, чтобы функционировали важнейшие механизмы его самовоспроизводства. Характерно, что оба периода и окончились катастрофами, а сам социум деградировал. Образно выражаясь, после 1991 года всё пришлось начинать заново: а мир не стоит на месте, всё меняется. Так наша история обесценила часть достижений социума великороссов.

II. Историография – это совокупность исследований по той или иной проблеме, связанной с историей человеческого общества.

В этом значении историография проблемы – это интерпретация этой проблемы (истолкование, разъяснение смысла) тем или иным конкретным учёным. Отсюда принципиальная установка: история как процесс изменений одна, интерпретаций её – множество. Есть, например, несколько концепций, пытающихся объяснить феномен Великой французской буржуазной революции 1789 года. Ограниченность (например, советской) легитимной культуры в части исторических знаний проявлялась как раз в том, что она не признавала конструктивного характера других, немарксистских интерпретаций истории.

В этом контексте важна проблема т. н. «исторической вариативности» в интерпретации исторического процесса. Установка «история не терпит слова если» в данном контексте некорректна. Да, исторический процесс уникален в своей динамике, но его осмысление всё время усложняется. Пытаясь переосмыслить (в научном понимании этого термина), переставить акценты в самой интерпретации исторического материала, мы воспринимаем историю более многогранно, разнопланово.

III. Историография – это дисциплина, которая изучает историю исторической науки, теорию истории.

В этом значении историография всеобщей истории изучает историю интерпретаций истории, сам процесс осмысления исторического материала с помощью концепций. С историческими фактами в этом случае мы напрямую не связаны, мы пытаемся выявить те причинно-следственные цепочки, с помощью которых учёные пытались историю объяснить. Скажем, собственно историография декабристского движения весьма обширна, однако концепций, которые пытались объяснить декабризм как историко-социологический феномен - единицы.

Теория истории отбирает и формирует акценты, которые мы используем в контексте интерпретации истории под определённым углом зрения. Прослойка интеллектуалов, которые способны этим заниматься, очень незначительна, это «золотой запас» любого социума, её формирование в каждом конкретном случае уникально.