Кареев Николай Иванович

Родился в Москве в обедневшей дворянской семье. Учился в I-й Московской губернской гимназии, которую с блеском окончил в 1869 году. Стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. В 1879 году защитил магистерскую диссертацию «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века», в 1884 году - докторскую диссертацию «Основные вопросы философии истории». С 1879 по 1885 год преподавал в Варшавском университете.

Далее начинается, как пишет в своих мемуарах сам учёный, «сплошной петербургский период, в котором разве только и можно различать моё профессорство в университете от 1885 до 1899 года, годы изгнания из университета (1899 - 1906) и второе профессорство с 1906 года, в каковом году я и был членом I Государственной думы, - коротенький эпизод, когда я принял скромное участие в политической жизни».

Участие Н. И. Кареева в политической жизни России, по нашему мнению, действительно было скромным, хотя, скажем, О. Л. Вайнштейн в «Историографии средних веков» и говорит об учёном как об «одном из основателей» кадетской партии. Сам Кареев пишет, что после роспуска Думы в 1906 году он «отошёл от политической деятельности и, в сущности, и от участия в партии, постоянно, однако, подавая голос в пользу её кандидатов и формально из неё не выходя, особенно после того, как она сделалась опальной».

Уже в годы учёбы Н. И. Кареев «был за англо-французский позитивизм». По характеру и складу ума - «чистейший интеллектуал», ставивший на первый план «вопросы теоретического знания». 40 лет научной деятельности, знакомство с основными течениями историко-социологической мысли XIX и XX веков так и «не поколебало», как отмечал сам Кареев, в нём его «позитивизма, хотя внесло в него некоторые поправки и приучило более исторически понимать культурное значение осуждаемых позитивизмом стремлений».

Н. И. Кареев имел широкие научные связи, близко знал многих крупнейшим российских учёных того времени, в том числе Ковалевского и Лаврова. О последнем не раз говорил и писал как о философе и социологе, имевшем на него влияние. Впоследствии Кареева даже причисляли к представителям т. н. «субъективной школы» Лаврова и Михайловского, хотя сам Н. И. Кареев свои взгляды со взглядами этих учёных никогда не отождествлял. По нашему мнению, сам он классический интеллектуал-одиночка, самолюбивый, понимающий, что действительно талантлив, и, на протяжении своей насыщенной научной жизни, постепенно осознающий, что «родился не в той стране», что в России его по достоинству никогда не оценят, поэтому испытывающий нарастающее отторжение и неприятие действительности.

Научную деятельность Н. И. Кареева можно рассматривать, исходя из двух, сформулированных им же, установок. «Из двух видов исторической работы, - писал учёный, - меня всегда более привлекала работа синтетическая, обобщающая и объединяющая, нежели аналитическая, деятельная и изолирующая». Вместе с тем, замечал он, «избранная мною преподавательская деятельность сверх того возлагает на занимающегося обязанность не замыкаться в узкой специализации».

Основные направления научной деятельности Н. И. Кареева, по нашему мнению, можно свести к следующим моментам.

Во-первых, теория истории.Перу Кареева, помимо сотни статей, рецензий и т.п., принадлежат такие крупные теоретические работы, как «Основные вопросы философии истории», «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», «Историология. Теория исторического процесса», «Историка. Теория исторического знания», «Введение в изучение социологии», «Основы русской социологии», «Старые и новые этюды об экономическом материализме (Материалы для истории и критики экономического материализма)». Неслучайно, он – один из известнейших представителей многофакторного подхода к истории в России рубежа XIX – XX вв.

Во-вторых, новая история. С 1892 по 1917 гг. Н. И. Кареев выпустил в свет в 7 томах (9 книгах) фундаментальную «Историю Западной Европы в новое время (развитие культурных и социальных отношений)». Неоднократно переиздавалась.

В-третьих, так называемые «типологические курсы» по истории различных государственных форм (в 5 книгах). Н. И. Кареев исследовал здесь античный полис, монархии Древнего Востока и греко-римского мира, сословно-представительную и абсолютную «формы» монархии Средневековья и Нового времени, «народно-правовую» форму государства современности.

В-четвёртых, история Франции. Магистерская диссертация Кареева «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» уже в 1899 году появилась во французском переводе, её высоко оценили Фюстель де Куланж и Маркс. Кроме этого, перу Н. И. Кареева принадлежат «Общий очерк истории французских крестьян с древнейших времён до 1789 г.» и ряд исследований по истории парижских секций в период Великой французской буржуазной революции.

В-пятых, «введения» в определённые периоды всеобщей истории, где даются краткие характеристики основных тенденций соответствующих исторических отрезков.

В-шестых, «польская» проблема.В ряде работ учёный осветил историю реформации в Польше, особенности истории сейма и распада польской государственности.

В-седьмых, проблемы образования и воспитания. Перу Н. И. Кареева принадлежат «Письма к учащейся молодёжи о самообразовании» (10 переизданий, переводы на чешский, болгарский, польский); «Беседы о выработке миросозерцания» (5 изданий); «Мысли об основах нравственности» (3 издания); «Мысли о сущности общественной деятельности» (3 издания); «Идеалы общего образования» (завершающая и подводящая общие итоги работа). Кроме того, в 90-х годах XIX века Н. И. Кареев принял участие в организации кружка специалистов, который вырабатывал общеобразовательную программу чтения в целях самообразования (вышло 6 изданий).

В послереволюционный период учёный, вовремя не уехавший из страны, оказался в научной изоляции, полноценная научная деятельность для него стала невозможна. Дело буквально доходило до того, что он ходил по деревням и читал крестьянам лекции «О шарообразности Земли». Ушли близкие, и он остался совсем один. Умер забытым и не нужным «новому» советскому научному сообществу. Соответственно, его общая оценка в этой самой советской «науке» - тоже скромная.

Жизнь Николая Ивановича Кареева – это «сон» о российской исторической науке. Какой она могла «бы» быть: конкурентоспособной, мобильной, востребованной, прагматично ориентированной. Определённо, он - один из крупнейших методологов истории рубежа XIX – XX вв. мирового масштаба.

Источники:

Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л., 1990.

Шувалов В. И. Проблема факторов исторического процесса в русской либеральной историографии конца XIX в. – 1917 г.: Дисс. … к. и. н.. Пенза, 1996.

Шувалов В. И. Многофакторный подход к истории. Пенза, 1999.