Стратегическое противостояние (гонка ядерных вооружений) в 1962 – 1985 годах

В буквальном смысле слова глобальное противостояния двух крупнейших ядерных держав мира – США и СССР, наблюдалось лишь в период 1962 – 1985 гг. Обратим внимание на характерные особенности периода.

Характерная черта периода заключалась в том, что в лице двух ведущих ядерных державы этого времени - США и СССР – осуществлялась стратегическая гонка ядерных вооружений в условиях ситуации «взаимного гарантированного уничтожения».

В рамках заявленной проблематики обратим внимание на следующие аспекты проблемы.

Во-первых, был действительно достигнут реальный паритет (равенство) стратегических вооружений и явью, наконец-то, стал принцип «кто стреляет первым, тот умирает вторым».

Советский «прорыв» произошёл только в 1966 году, когда СССР разместил ракеты второго поколения СС-9 (модернизированный вариант СС-11) с радиусом действия до 12 тысяч километров. К 1968 году возник примерный (с небольшим преимуществом США) паритет: у США в 1969 году 1054 МБР, а у СССР – 1140 МБР. Своё отставание США компенсировали ракетами подводного базирования (на подлодках) и ядерным оружием, размещённым на стратегических бомбардировщиках.

Однако, при этом, мир в рассматриваемый период всё равно неоднократно находился «на грани» «горячего» ядерного конфликта: Хрущёв открыто грозил в 1956 году участникам тройственной агрессии на Ближнем Востоке (когда Египет национализировал Суэцкий канал), в 1969 году СССР рассматривался вариант нанесения удара по Китаю. США в 1980 году рассматривал возможность ядерного удара по советским войскам, если те вторгнутся в Иран с целью установления контроля над нефтяными потоками региона и т. д.

Во-вторых, Советский Союз проиграл стратегическую гонку потому, что бездарное советское руководство расходовало ресурсы страны, в которой экономика была не рыночной, неэффективно, в США механизмы рынка действовали, это позволяло хоть как-то минимизировать волюнтаризм истеблишмента.

Сама установка на ведение глобального военного конфликта в условиях широкого применения ядерного оружия очень расплывчата, оставляет много вопросов по конкретному военному строительству.

Военные программы СССР осуществлялись хаотично, на основе личных предпочтений, конструкторские бюро закрывались или резко перепрофилировались на основе субъективных предположений, среди самих конструкторских центров шла борьба за заказы, творческая инициатива ценилась не всегда, в ряде случаев надо было делать просто «как у американцев», а потом исправлять. В США тоже всегда был «госзаказ», но при этом все крупные военные фирмы – частные «конторы», которые ориентируются на прибыль.

Вот ситуация с развитием стратегической компоненты подводных флотов двух ведущих ядерных держав. СССР к 1975 году превзошёл США на 14 подлодок, способных нести на борту стратегические ядерные заряды, и на 69 баллистических ракет. В период с 1967 по 1991 годы у нас вступало в строй в среднем 3 ракетоносца ежегодно (и это при том, что в Сталинграде до 60-х годов люди жили в землянках). Американцы с 1967 по 1981 годы (14 лет) новые подлодки в строй не вводили, ограничивались модернизацией старых.

Эффективность советской и американской составляющих ядерной триады в рассматриваемом сегменте была разной. Так, например, советская К-140 за 1980-1987 годы совершила всего 8 походов, а уже первая ракетная подлодка США «Джордж Вашингтон» за 4,5 года осуществила 15 таких выходов. Наша К-162 в 1971 году установила рекорд скорости под водой – 83 км/ч, но при этом была очень «шумной», американцы окрестили её «Ревущей коровой». С 1958 года на американских стратегических ракетоносцах функционировало два набора экипажей - «золотой» и «синий»: один отдыхает, второй несёт вахту, сама лодка «не простаивает». Под занавес этого периода, в 1981-89 годах, СССР принял на вооружение 6 субмарин класса «Акула» (самые большие подводные лодки «всех времён и народов»): уже с 1996 года их стали списывать. Наконец, из-за технических сложностей наши ракеты получались большими, в обычные габариты корпуса «не вписывались», не спасало даже то, что корпуса приходилось делать «горбатыми».

В итоге мы получаем, что фактически СССР в период «холодной войны» 3 раза за счёт общего уровня жизни, за счёт «своих», строил свой ядерный подводный флот заново, каждый раз под новую морскую ракету.

В-третьих, США и СССР стали инициаторами и гарантами процесса создания международно-правовой системы, ограничивающей число обладателей и масштабы применения ядерного оружия.

Масштабы применения ядерного оружия ограничивались следующими документами. В 1959 году договор о неиспользовании Антарктиды в военных целях и недопущении туда ядерного оружия. В 1963 году договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах: космосе, воздухе и воде, исключая подземные (Франция и Китай отказались подписывать). В 1963-67 годах цикл договоров о «мирном космосе»: нельзя выводить ядерное оружие на комическую орбиту, космос можно использовать только в мирных целях, нельзя монополизировать часть небесного тела или космического пространства.

Число обладателей ядерного оружия ограничивалось договором о нераспространении ядерного оружия, согласованном США и СССР в 1968 году и одобренном в ООН. Вступал в силу в 1970 году первоначально на 25 лет. Страны, не имевшие к тому моменту ядерного оружия, заявляли в рамках этого документа, что добровольно отказываются обладать или распространять такое оружие. Все страны подчиняются контроля слос тороны наднацтональной организации МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии, Вена, с 1957 года). Документ подписали СССР (и страны ОВД) и США (и страны НАТО, кроме Франции). Отказались: Китай, Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина, Израиль, ЮАР, Куба. В 1991 году присоединилась ЮАР, в 1992 году – Китай и Франция.

В-четвёртых, политический истеблишмент Советского Союза терял реальное восприятие международной ситуации и потерпел первое крупное поражение: в 1972 году США удалось навязать СССР Договор об ограничении систем ПРО (Противо-Ракетной Обороны).

Хотя советская экономика была в целом затратной, но, ценой значительных жертв, по ряду направлений НТР даже на основе нерыночного механизма , было достигнуто превосходство. Так, СССР сильно опередил США в создании противоракетных систем: в Советском Союзе сбили ракету ракетой в 1967 году, а в США только в 1983 году. Советское преимущество выражалось в том, что к началу 70-х годов XX века (т. е. к моменту подписания договора ПРО-72) у СССР фактически была уже почти отлаженная система ПРО. Так, наши перехватчики в опытных образцах летали даже в космос.

К сожалению, внешнюю политику Советского Союза (поэтому он в итоге и вообще распался) определяли случайные люди. В данном случае, умело воспользовавшись амбициями Брежнева, истеблишмент США навязал СССР Договор об ограничении систем ПРО (подписан 26 мая 1972 года Никсоном и Брежневым в Москве).

Основные составляющие:

1) Договор сохранял принцип равной незащищённости: ПРО страны (национальную систему) строить нельзя. Сначала, в 1972 году договорились, что можно создать по 2 нестратегических («маленьких») системы, в 1974 году - остановились даже на одной. Фактически же США так у себя такую систему и не разместили (хотя её компоненты на военных базах испытывали), а Советский Союз в этом контексте сохранил и модернизировал уже существующую систему ПВО вокруг Москвы.

2) Запрещалось размещать системы ПРО в космосе.

3) Договор ПРО бессрочный, но любая из подписавших договор сторон может в любой момент из него выйти (если увидит, что «есть угроза национальной безопасности»).

4) Стороны не передают технологии другим сторонам и не размещают системы ПРО на территории третьих стран.

Итак, Договор ПРО-72 безусловная удача дипломатии США. Американцы «закрыли» направление, в котором у СССР было явное технологическое преимущество. В дальнейшем, накопив опыт, в 2002 году США «просто» вышли из этого договора, оставив теперь уже Россию (правопреемницу СССР) «у разбитого корыта». Тем самым труд огромного числа великороссов был обесценен.

В-пятых, в условиях примерного ядерного паритета США и СССР пошли на подписание декларативных, ни к чему не обязывающих договоров ОСВ-1 в 1972 и ОСВ-2 в 1979 годах. От «правил игры», которые они пытались закрепить, США отказались сразу, как только последние стали американцев стеснять.

Под влиянием «мировой прогрессивной общественности» в 1972 году (26 мая, Никсон и Брежнев, Москва) параллельно с договором по ПРО было подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, т. е. Договор ОСВ-1 (Ограничение Стратегических Вооружений-1), а в 1979 году – уже ОСВ-2 (18 июня, Картер и Брежнев, Вена).

Принципиальны моменты с точки зрения характеристики существующей системы стратегического противостояния.

1) В ходе переговорного процесса «договорились о терминах», определили предмет переговоров.

Ракеты меньшей дальности с радиусом действия от 500 до 1000 км. Средняя дальность – радиус действия от 1 до 5, 5 тысяч км. Свыше 5,5 тысяч км – это стратегические ракеты (МБР).

2) Ядерный потенциал обеих стран ограничивался только формально.

Договор ОСВ-1 просто фиксировал общее количество, а ОСВ-2 уже оговаривал, что к 1 января 1981 года не более 2.250 единиц ядерных зарядов у каждой из сторон. Кроме того, впервые попытались ограничить количество самых «страшных» МБР с РГЧ (Разделяющаяся Головная Часть): не более 1320 пусковых установок с РГЧ у каждой из сторон. В целом по МБР был паритет, а по средствам доставки (подводные лодки, бомбардировщики), у США, как у экономически гораздо более развитой страны, и тогда, и в дальнейшем, было и будет преимущество.

3) Каждая сторона соблюдала соглашения, исходя из собственных интересов, и как только стало ясно, что США технологически СССР обгоняют, американцы из системы, обозначенной этими договорами, вышли.

ОСВ-1 на срок 5 лет (с 3 октября 1972 по 3 октября 1977). Контроль только со спутников, и у СССР с этим было хуже.

ОСВ-2 сразу в США вообще вызвал возражения («разоружаемся перед русскими») и Сенат в 1979 году его ратифицировать отказался. Некоторое время администрация США, т. е. исполнительная власть, соблюдала его исходя из своих соображений, но в конце концов не выдержала давления и вышла из договора (он ослабляет «эффект устрашения»). Технически это выглядело как дальнейшее наращивание своих средств доставки сверх оговоренных лимитов. ОСВ-2 демонстративно нарушен Р. Рейганом 28 ноября 1986 года, после распоряжения оснастить крылатыми ракетами 131-й бомбардировщик В-52.

«Советская проблема» заключалась в следующем. США очень боялись советских тяжёлых ракет, которые могли нести даже термоядерный заряд. Это ракета РС-20 «Убийца городов» (по советской классификации) или SS-18 «Сатана» (по западной). Ракета несла 10 разделяющихся боевых частей, при подлёте выпускалось 1000 ложных целей (размером с теннисный шарик). По теории вероятностей, чтобы перехватить ракету с такими «помехами», надо запустить 20 штук противоракет, без «шариков» - всего 4. Вероятное отклонения от цели до 200 метров. Полезная нагрузка в 2 раза больше аналога США. В радиусе 6-7 км всё разрушается, в радиусе 20 км – зона сплошных пожаров. Вот с этими-то ракетами в рамках договора сделать было ничего нельзя.

США заявляли о том, что чувствуют себя «уязвимо», в рамках анализа гипотетических возможностей глобального ядерного конфликта США могут и проиграть, им надо наращивать свою «ядерную триаду», а договор как раз этому препятствует, снижает «эффект устрашения».

Общий вывод: для США в рамках рассматриваемого периода в целом была характерна «политика интересов», в то время как СССР уже скатился к «политике принципов». С одной стороны, стратегическое противостояние в период 1963-1985 годов характеризовалось примерным равенством. С другой стороны, экономически рассмотренная ситуация вела Советский Союз в тупик, так как возможности нашей страны вкупе с произволом её «руководства» долго такую ситуацию выдерживать не могли. Характерно, что, как только рассмотренные договоры стали США невыгодны, политический истеблишмент этой страны их нарушил. «Законы пишутся для слабых». «Кроме двойных стандартов, никаких других стандартов нет».