Стратегическое противостояние (гонка ядерных вооружений) в 1985 – 1991 годах

Обратим внимание на тенденции ядерного противостояния в последнее десятилетие «холодной войны».

По нашему мнению, именно в это время в области ядерных вооружений произошёл коренной перелом в пользу США, а СССР бездарно упустил возможность так завершить эту самую «холодную войну», чтобы при этом учитывались национальные интересы (при всей спорности этого параметра для советского государства) этой крупнейшей страны мира.

Основные тенденции связаны со следующими аспектами.

Во-первых, к середине 80-х годов появилась компьютерная модель «ядерной зимы», которая подготовила советскую общественность к т. н. «предательству Горбачёва», т. е. неадекватным решениям высшего советского руководства.

Сама перестройка началась, как известно, с «гласности», в частности, с проблем экологии. Сначала разрешили защищать озеро Байкал, потом услышали: «Партия, дай порулить». В области ядерного разоружения таким спусковым крючком стала идея глобальной экологической катастрофы.

В 60-70 гг. про «ядерную зиму» ещё ничего не говорили, хотя и тогда было ясно, что последствия ядерных войн фатальны. Так, атомная бомба с оболочкой из кобальта могла сделать непригодным для жизни любых существ, кроме скорпионов (очень устойчивых к радиации), целый континент. А в середине 80-х почти параллельно две исследовательские группы: Карла Сагана в США и В. В. Александрова в СССР разрабатывают математическую компьютерную модель «ядерной зимы».

Высказывается идея о том, что в случае ядерной войны выброс пепла в атмосферу сделает её непрозрачной, это вызовет катастрофическое похолодание, и человечество погибнет. Характерно, что дальнейшая судьба обоих учёных делает крутой поворот: Саган переключился на поиск инопланетян, а судьба Александрова ещё более туманна.

Сформулированные ими идеи работали на формирование в СССР т. н. «нового мышления в ядерный век» в виде установки о безоговорочном разоружении именно Советского Союза.

Во-вторых, борьба двух мировых политических элит завершилась полной самоликвидацией советской.

Р. Рейган (последний «американский» президент) наотрез отказывался участвовать в любых альтруистических политических проектах на основе т. н. «общечеловеческих», «гуманистических», «демократических» ценностей. США в его лице в «холодной войне» преследовали сугубо прагматические, утилитарные цели. В условиях самоуничтожения СССР своей «доброй волей» не воспользовались, ни на какие компромиссы с советской державой не пошли. Ещё раз продемонстрировали, что т. н. «международное право» всего лишь средство политической игры: «законы пишутся для слабых», «кроме двойных стандартов никаких других просто не бывает» и т. д.

«Герой своего времени», Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв выдвинул нелепую модель «бесполярного сообщества наций», пропагандировал бессмысленные установки т. н. «нового мышления» с абсурдной идеей ликвидации ядерного оружия к 2000 году. Отказался от принципа «увязки»: жёсткой обусловленности своих уступок аналогичными действиями других стран. В результате М. Горбачёв и окружающий его советский политический истеблишмент «эпохи упадка» не только разрушил государственность своей страны, но и обесценил труд последних десятилетий огромного социума. КПСС обещала построить советским людям коммунизм к 1980 году, а вместо этого всё развалила и сама себя распустила, а целые поколения советских людей, которые честно трудились на благо своей социалистической родины, новая жизнь просто раздавила, они оказались ненужными, второсортными, не смогли вписаться в новый «поворот».

В-третьих, Советский Союз вынужден был подписать с США в 1987 году договор по РСМД (Договор по ликвидации ракет средней и меньшей дальности), что резко снизило возможности манёвра СССР в области ядерных вооружений.

К 80-м годам советские ракеты уже стояли в Восточной Европе, но США они угрожать не могли (как раз из-за ограничений по дальности). Примерно в это время в целом ряде стран Западной Европы (ФРГ, Британия, Италия и др.) появляются такие же по дальности американские ракеты: крылатые АЛСМ, ракеты «Першинг». Ситуация в сфере ядерного противостояния резко поменялась.

Так, советские системы дальнего обнаружения засекали ракеты с территории США через 2-3 минуты. Пока «американцы» летели до СССР, проходило ещё примерно 20 минут. Раньше этого времени хватало, чтобы доложить о нападении главе государства и довести приказ об ответном ударе до расчётов. А теперь «Першинги» долетали до Советского Союза из ФРГ за 8-10 минут и, при вероятном поражении командных пунктов, гипотетически, но мы проигрывали ядерный конфликт. Эта гипотетичность дорогого стоила, она в таких случаях и является самой реальной, на такие данные ориентируются при принятии политических решений.

В такой ситуации 8 декабря 1987 года в Вашингтоне и был подписан Договор по РСМД (вступил в силу 1 июня 1988 года).

Особенности ситуации, заложенные в договор.

С одной стороны, после подписания этого договора сохранялся геополитический паритет: наши ракеты в Европе США не угрожали, а американские (мы их как раз по условиям договора ликвидировали), «накрывали» нас именно из Европы. Т. е. в этом плане договор был важен для обеих сторон.

С другой стороны, для ядерных сил сдерживания СССР этот договор стал «разгромным»: в течение 3-х лет, к 1991 году, СССР практически ликвидировал целый сегмент своего «ядерного щита».

Итак, США списали 846 ракет, причём довольно старых: «Першинг-1», «Першинг-2», крылатые АЛСМ и около 300 пусковых установок. Советский Союз, как всегда, «работал» с размахом: мы списали 1846 ракет и 825 пусковых установок для них. Это были как ракеты средней дальности РСД-10 (СС-20), Р-12 (СС-4), Р-14 (СС-5), так и ракеты меньшей дальности ОТР-22 (СС-13), ОТР-23 (СС-23), а также крылатые РК-55 (их даже не успели принять на вооружение). Параллельно по договору ликвидировалось 32 американских и 117 советских военных объектов. Цифры говорят сами за себя.

Нельзя не отметить, что в это время кризис советского политического истеблишмента стал проявляться открыто: о своих «советских» национальных интересах как-то стали забывать. Так, в «ликвидационный» список, по непонятным с точки зрения логики причинам, попал ракетный комплекс ОТР-23 (СС-23) «Ока» с дальностью до 400 км (ракеты, подпадающие под «меньшую» дальность, имеют радиус действия от 500 до 1000 км). Это был «подарок Горбачёва»: видимо, уже в это время он настраивался встречать юбилеи в Лондоне. Американский Госсекретарь Шульц как раз обращал внимание на то, что в стране, где власть хоть как-то контролируют, такие ситуации просто не возможны. А ведь в это время в Советском Союзе значительная часть населения даже жизнь в «хрущёвке» считала «за счастье».

В итоге США, не нарушая этот договор, стали модернизировать существующие ракетные комплексы, а у СССР-РФ до сих пор нормальной альтернативы здесь нет. Только в 2014 году комплекс «Искандер» доработали до «сокращённой» дальности. Однако, помимо разработки, эти комплексы надо ещё «понастроить», причём много, а не на одну выставку.

Итак, по договору РСМД-87, СССР лишился технологически наиболее конкурентоспособной отрасли своего ВПК, «зарубив» параллельно и одну из самых боеспособных структур своих стратегических ядерных сил. Запреты договора по РСМД касаются только США и, соответственно, России, наши технологии давно «китаизировали», т. е. украли, и целый ряд стран строит такие ракеты сам. А эти ракетные комплексы в несколько раз проще и дешевле МБР (межконтинентальных баллистических ракет). Производство же МБР - сложный цикл, до сих пор удел «избранных» стран.

После 2002 года, когда США ещё раз Россию обманули и вышли из договора по ПРО, руководство РФ пытается переломить ситуацию, но его возможности ограничены предыдущими «проигрышами». Теоретически сильная РФ должна из этого договора выходить: это рабочие места, новые технологии, сильная армия.

В-четвёртых, в 1991 году, уже, в общем-то, на обломках Советского Союза, США удалось навязать нашим переговорщикам Договор СНВ-1 (Стратегические Наступательные Вооружения). Это бессмысленный для соблюдавшей его России документ до 2009 года оставался единственным договором, хоть как-то ограничивающим гонку ядерных вооружений.

Договор о сокращении и ограничении Стратегических Наступательных Вооружений (СНВ-1) подписан в июле 1991 года в Москве Бушем-старшим (консервативный «ястреб») и М. С. Горбачёвым (как «канадец», зарабатывал себе на юбилей в Лондоне до последней секунды). Договор этот был выгоден исключительно США и свидетельствовал о полной деморализации советской правящей номенклатуры, ставшей американскими марионетками. «Веру своих отцов», с которой те выиграли Великую Войну, они уже давно променяли на банку пепси-колы и «фирмовую джинсу», хотя не забывали ещё напоминать советским пионерам, что те-де строители какого-то коммунизма.

Специфика документа в том, что руководство России договор выполнило, хотя ратифицировать его оказалось нельзя: СССР распался и появилось 4 новых ядерных державы (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан).

Значение СНВ-1 видится в следующем. С одной стороны, это, видимо, последний правообязывающий договор в сфере ядерных вооружений, который подписали равные, хотя на момент подписания уже и формально, стороны. СНВ-1 после 2002 года возобновил своё действие и истек 4 декабря 2009. Сейчас, по большому счёту, никакого реального контроля за ядерным вооружением уже нет.

С другой стороны, нельзя не отметить успешной прагматики руководства США, которому, причём уже не в первый раз, удалось «вытрясти», теперь уже из собственно России, все деньги, какие только возможно. Истеблишмент США стал сотрудничать с новой, «демократической» Россией только на условиях безоговорочного выполнения этого договора, а последнее в который раз стало разорительным для нашей страны.

Истратив огромные средства, РФ этот договор выполнила. При этом мы «порезали» половину лучших МБР в мире: свои РС-20 (СС-18, или «Сатана»), которые даже официально вырабатывали свой ресурс к далёкому 2007 году, а используются до сих пор, а американцы «утилизировали» уже далеко не новые ракеты МХ. И это не считая другого «демонтажа».

Таким образом, изменения в сфере ядерных вооружений за рассмотренный промежуток времени видятся просто фантастическими. Было две великих ядерных державы, а осталась только одна.