Основные методы и приёмы историографии романтизма

Теоретические принципы романтизма требовали специальных методов и приёмов для их воплощения в практику конкретных исторических исследований. Именно поэтому они имели свою специфику.

I. В рамках национальных историографических школ, испытавших на себе влияние романтизма, в первую очередь, во Франции, было обосновано специфическое понимание исторического факта, когда учёные исходили из того, что факт несёт в себе информацию внешнюю (формальную) и скрытую (подлинную).

Легенды о Ричарде Львиное Сердце (1157 - 1199), с этой точки зрения, более «историчны», чем известная фактическая информация о нём. Этот английский с 1189 года король из династии Плантагенетов большую часть своей довольно «бестолковой» жизни вообще провёл вне Англии и погиб во время осады второстепенного французского города. Но в заданном контексте это не главное. «Подлинная правда то, что фактически не достоверно». Вокруг личности Ричарда Львиное Сердце есть «легенда», которая и отражает подлинную систему координат того времени. Внутреннее состояние английского социума, чаяния «простого народа», установки рыцарского этоса того времени, социальный статус различных прослоек населения и т. д. – все это «включено» в легендарную, т. е. исторически недостоверную трактовку этой личности и первично по отношению к реальным фактам.

Итак, истинный факт – это его «додумывание» на основе исторических ассоциаций. С этой точки зрения огромную ценность представляют такие «источники» как легенды, гимны, литании, религиозные предания, мифы, исторические анекдоты, т. е. компоненты устной народной традиции. Они как бы «конденсируют» в себе историю, поэтому всё это источники, имеющие документальное значение.

Крайнее выражение во французской историографии такое отношение к факту получило в т. н. «живописующей» или «нарративной» школе: Жозеф-Франсуа Мишо (1767 - 1838); Проспер Барант (1782 - 1866), и др. Эти историки считали, что адекватно выразить истину вообще можно только в художественной форме. История в этом случае – просто литературная выдумка.

II. На первый план выходит интуиция историка и одним из основных методов, с помощью которого активно интерпретировали факты в рамках романтизма, стало т. н. «вживание», «вчувствование» в эпоху.

Исторический материал сложная информация. Интерпретировать прошлое можно только с помощью воображения, «поэтической истины». На основании имеющейся в распоряжении учёного исторической информации исследователь пытался как бы «вообразить», творчески реконструировать мотивы поведения исследуемых личностей, их чувства, манеры и т. д. Здесь большую роль играют неформальные показатели исследователя, поэтому историческую науку и начинают сближать с искусством. «Одному дано - другому не дано, и ничего с этим сделать нельзя».

III. Историю рассматривают как искусство, отсюда, как и в период гуманизма, большую роль играет эстетическое совершенство «произведения», т. е. исторической работы.

Считалось, что только увлекательное и красочное повествование может адекватно изобразить эпоху. Поэтому в исторических исследованиях стали присутствовать «художественные» параметры. По отношению к историческим исследованиям стали уместны понятия «яркость», «красота плана», «местный колорит», «правдивый тон». Таким образом, историзм романтизма имел «литературный» оттенок.

IV. Историография романтизма имела нарративный (повествовательный) характер.

Итак, нарративная история – история событий и личностей.

Как раз считалось, что общие термины сами по себе ничего не значат и «наполняют» их обстоятельства, «исторические реалии». Эти обстоятельства могут быть только рассказаны. Таким образом, основной формой передачи исторического материала стало повествование, нарративный метод. Отсюда столь высокая оценка средневековых хроник, своего рода «нарративного образца».

В работах делается ставка на «безличное» повествование, обращается большое внимание на детали, частности, «пейзаж» и «местный колорит».

V. Романтизм делал ставку на синтетическую, «эклектичную» («из кусочков») историю, пытался осветить все возможные аспекты событий.

В работах историков эпохи романтизма порой можно встретить самую неожиданную информацию. Такая установка вписывалась в общие принципы парадигмы, когда исходили из того, что «дух нации» можно раскрыть, только учитывая всю сумму исторических обстоятельств, компонентов целого. Отсюда стремление подробно изложить конкретику, собрать максимально возможный объём информации по проблеме.

VI. На первый план в романтизме выходит «история провинций», т. е. местная, национальная история.

Общая теория отошла на второй план. В отличие от Просвещения, для романтизма характерны конкретно-исторические работы. На первый план выходит чувство «почвы» и национальности. «Подлинный патриотизм – это патриотизм местный». Отсюда всплеск региональной истории или истории конкретно-исторических событий (революция, завоевание).