Политико-дипломатическое противостояние как аспект системы международных отношений

Человеческая история, исторический процесс - это взаимодействие между собою во времени человеческих общностей. Их внутренняя структура и организация при этом постоянно видоизменяются. Те социумы, где в рамках этого процесса удалось обеспечить определённую преемственность, воспринимаются как социумы с «исторической» государственностью. Однако гораздо большее число таких социальных агрегатов в виде различных империй, монархий, королевств оказались недолговечны.

Любой социум персонифицируется на уровне государства. Безусловно, есть много других идентификационных признаков, но этот самый очевидный. Одним из важнейших параметров развития любого социального агрегата на рубеже Нового времени становится эффективная организация власти в части военной составляющей. Первыми научно-технический прогресс «оседлали» социумы европейские, поэтому Европа и стала средоточием «исторических», «долгоиграющих» государственных образований.

Политико-дипломатическое противостояние в 1939 – 1945 годах и проблема «финляндизации»

Вторая мировая война 1939-1945 годов закрепила конфронтационный характер самой системы международных отношений: на геополитическом уровне «правил игры» выработать так и не удалось. Однако в ходе этого глобального международного конфликта ситуация долгое время была вариативной.

Обратим внимание на тенденции политико-дипломатического противостояния в период 1939-1945 годов.

Вторая мировая война дисциплинировала англо-саксонский политический истеблишмент, он нашёл в себе силы на переход к открытой конфронтации с нацистским режимом Гитлера в Германии.

Политико-дипломатическое противостояние в 1945 – 1991 годах на уровне широтного противоборства

Международные отношения в 1945 – 1991 годах характеризовались чётко выраженной двухполюсной структурой: на геополитическом уровне соперничали между собой США и СССР.

Линии их противоборства оставались традиционными для исторического противостояния центров силы на территории Евразии: только сухопутное могущество теперь олицетворяет СССР, а вот центр морского могущества переместился «за океан», в США. Во всём остальном ничего не изменилось: спор шёл за преобладание в самом важном с геополитической точки зрения регионе берегового пояса Евразии – в Европе. Традиционное обозначение этого противостояния - «холодная война». Оно оказалось гораздо более глобальным, чем это ожидали в начале «спора» основные игроки и приобрело мировые масштабы.

Обратим внимание на тенденции политико-дипломатического противостояния в период 1945-1991 годов.

Политико-дипломатическое противостояние в 1945 – 1991 годах и меридиональная экспансия США

Меридиональная экспансия (по линии север-юг) во второй половине XX века характерна только для США. Свои задачи это направление внешней экспансии крупнейшей и сильнейшей страны мира полностью оправдало: несмотря на подъём левого, коммунистического движения, США удалось сохранить свой контроль над Латинской Америкой.

Возможности СССР в плане экспансии были ограничены, хотя он также пытался «помыть сапоги» в Индийском океане. Однако в Евразии существовал и существует ряд сильных региональных держав (Индия, КНР и др.), которые также пытались реализовать свои геополитические амбиции на континенте. В итоге СССР даже не создал в Азии ни одного военного блока.

Политико-дипломатическое противостояние на рубеже XX-XXI веков на уровне широтного противоборства

Общая характеристика периода: система международных отношений после распада СССР в 1991 году кардинально изменилась и характеризуется переходом к многополюсной структуре. При этом единственным реальным субъектом геополитики остались США, которые пытаются активно изменить политическую систему, сложившуюся после Второй мировой войны, построив так называемый НМП («новый мировой порядок»).

Обратим внимание на тенденции политико-дипломатического противостояния в период 1991-2017 годов.

I. США, бывшие в 1945 году экономической супердержавой, потеряли мировое лидерство, а реальное мировое экономическое пространство структурировалось вокруг нескольких центров глобальной экономической интеграции.

Характерные моменты ситуации:

Концепция ограниченного суверенитета США рубежа XX-XXI веков в действии, и её противоречия

После самораспада в 1991 году Советского Союза США пытаются установить мировое политическое господство; чтобы «развязать себе руки», они переформулировали старую концепцию ограниченного суверенитета под новые политические реалии. Последствия этого вариативны.

Обратим внимание на важнейшие составляющие внешней политики сильнейшей страны мира на рубеже XX-XXI веков в контексте основных принципов геополитики.

Характерные моменты ситуации:

I. Новая формулировка концепции ограниченного суверенитета США провозглашена очень быстро (в 1991 году), подправлена после непонятных терактов 11 сентября 2001 года и делает ставку на открытую военную силу.

Политико-дипломатическое противостояние на рубеже XX-XXI веков и меридиональная экспансия США

Направления меридиональной (по линии север-юг) экспансии США были продолжены после 1991 года, когда «распался» главный оппонент этой страны по «холодной войне» - СССР. С основной задачей США по-прежнему справляются: продолжают контролировать регион Латинской Америки. Оппонентов сейчас здесь у США просто нет: они главные и могут делать «что хотят».

Обратим внимание на тенденции политико-дипломатического противостояния в период после 1991 года в контексте меридиональной экспансии США.

Геополитическое обоснование прежнее: «доктрина Монро», «натиск на Юг». При Буше-старшем («папе») применительно к новой политической ситуации США её открыто и провозгласили. Итак, уже в 1991 году на очередной сессии ОАГ Госсекретарь США Иглбергер заявил, что в ходе «естественного» развития событий в мире 90-х годов США «обречены» на «глобальное лидерство», поэтому они берут на себя «глобальную ответственность за создание демократического полушария».

Этапы развития интеграционных процессов в Европе: «Общий рынок» (ЕЭС) и Европейский Союз (ЕС)

Евросоюз: новое интеграционное объединение.