Религиозные тексты традиционных обществ (христианская традиция). Общий обзор.

I. Общая характеристика.

Основу христианской традиции составляет комплекс источников, состоящий из трёх основных частей (канон, апокрифы, мистическая литература), в которых отражены различные аспекты вероучения.

Канон – свод положений, носящих нормативный (обязательный) характер и в существенной части исходивших от создателей вероучения – Иисуса Христа и его апостолов (Священное Писа́ние и Священное Преда́ние).

Священное Писа́ние (Библия, греч. Biblia - книги): Ветхий (50 книг) и Новый (27 книг) заветы, 77 книг (признаны богодухновенными), которые написаны, согласно вероучению, по внушению самого Бога.

Священное Преда́ние (внебиблейская традиция христианской церкви, или апостольское предание): совокупность вероучительных положений, выработанных устной и письменной внебиблейской традицией христианской церкви. Связано, в существенной части, с деятельностью 12 апостолов (ближайших учеников Иисуса) и Павла (с Христом не встречался). Наряду с Библией считается средоточием божественного откровения, которое передавалось апостолами устно, и было унаследовано церковными общинами и соборами II – IV веков.

Относятся: символы веры, сочинения «отцов церкви» (признанных религиозных деятелей), «Правила апостольские», решения вселенских и некоторых поместных соборов. В Священном Преда́нии зафиксированы нормы и до́гматы, отсутствующие в Священном Писа́нии, возникшие в процессе эволюции христианского вероучения и структурирования церковной организации, но закреплённые как незыблимые по «божественному праву» церкви (например, до́гмат о Троице).

Апо́крифы (греч. «тайный», «секретный», «утаённый»): тексты религиозного содержания, не признанные церковью священными или «боговдохновенными».

К ветхозаветным Апокрифам относятся: книги Маккавеев; Иудифь; премудрости Иисуса, сына Сирахова (Бен-Сира); Премудрости Соломона; Товит; Варух; отдельные части книг Ездры, Даниила и Есфири; заветы 12 патриархов и другие.

К новозаветным Апокрифам относятся: различные евангелия, деяния отдельных апостолов, послания, апокалипсисы (откровения), которые не включены в Канон.

Мистическая литература: тексты представителей мистических течений (исихасты), в которых содержатся описания духовных упражнений, позволяющих погружать индивида в трансперсональное состояние (наследие Св. Григория Паламы́, Нила Сорского и др.).

II. Особенности фиксирования информации.

Христианская традиция сложна для восприятия, тем она всегда и привлекала интеллектуалов. Характерно, что Августин Аврелий (354 – 430 н. э.) и Боэций (ок. 480 - 524) пришли к христианству из древнегреческой философии.

Только протестантизм предписывает верующим ежедневное чтение и изучение Библии, в рамках православия и католицизма чтение Библии рядовыми прихожанами обставлено рядом условий. Исходят из убеждения, что «человек сам своими собственными силами не может ни понять учение откровения в его истинном смысле, ни просветить других светом боговидения», для этого надо учиться, получить духовное образование.

К сожалению, конкретная практика церкви как социального института, особенно католической, в немалой степени способствовала падению степени влияния религиозной культуры на общество. Некоторое время («тёмные века», VI -X) Церковь вообще пыталась монополизировать интеллектуальную сферу деятельности человечества, что в дальнейшем и столкнуло её со светской европейской наукой. Между тем, ещё Галилей в этой связи говорил о том, что религия учит тому, как взойти на небо, а не тому, как это небо вращается. Вместо того, чтобы пропагандировать системы христианской «йоги», клир настаивал на том, что Солнце вращается вокруг Земли. С периода Просвещения началась открытая травля всего пласта европейской культуры, связанного с религиозно-духовной компонентой человеческого бытия. В советское время основы вероучения также пытались грубо и неумело скомпрометировать.

Продуктивно исходить из того, что в рамках, в частности, христианской традиции в закодированном виде содержится информация, с одной стороны, о том, как контролировать внутреннюю природу индивида, а, с другой стороны, о том, какие механизмы позволяют стабилизировать ситуацию внутри крупных человеческих общностей. Такая информация позволяет человечеству функционировать как относительно закрытая и потенциально устойчивая система. Получается, что именно такая информация наиболее ценная из всего того опыта, что был накоплен в ходе человеческой истории.

III. Источники на русском языке.

  • Библия. Синодальный перевод (с 1868).
  • Пимен Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения. 1957 – 1977. Издание Московской патриархии. М., 1977.
  • Книга апокрифов. Ветхий и Новый Завет. СПб., 2005.
  • Августин Аврелий (Блаженный). Творения.
  • Евсевий Памфил. Церковная история. Спб., 2005.
  • Тексты Кумрана. Перевод с древнееврейского и арамейского. М., 1971. Вып.1.
  • Дьяконов М. М., Дьяконов И. М. Избранные переводы. М., 1985.
  • Лирическая поэзия Древнего Востока. М., 1984.
  • Нила Сорского Предания и Устав. СПб., 1912.
  • Григорий Палама́. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 2003.
  • Мистическое богословие. Киев, 1991.
  • Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты. М., 1990.
  • Тертуллиан. Апология. М., 2004.