3. Особенности историографии всеобщей истории как научной дисциплины

I. Развитие исторической науки — это смена методологических систем.

Методологическая система – это, с одной стороны, методы и приёмы, позволяющие интерпретировать исторический материал под выбранным углом зрения, с другой стороны, это теоретические принципы, которые объясняю историю в контексте выбранных исследователем приоритетов. Методы и принципы объяснения исторического материала могут быть различными, зависят от научных предпочтений конкретного исследователя. Но в любом случае они должны быть (во всяком случае, претендовать, насколько это вообще возможно) объективными, то есть ориентироваться на интерпретацию эмпирического исторического материала и рассматриваться на основе перекрёстной проверки.

II. Парадигма – это вариант методологической системы, который получил признание в рамках научного сообщества и стал широкого использоваться в научных исследованиях.

Парадигма – это вариант методологической системы в максимальных границах своих логических принципов. Своеобразный её «образец», «эталон». В научный оборот термин ввёл американский учёный Томас Кун («Структура научных революций», 1962). Он подразумевал под парадигмами «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Смена парадигм объясняется сложными условиями, своеобразной исторической «модой»: «то, что человек видит, зависит от того, на что он смотрит, и от того, что его научил видеть предварительный визуально-концептуальный опыт».

До начала XX века в части интерпретации исторической информации более или менее последовательно сменяли себя парадигмы провиденциализма (божественного предопределения), гуманизма, «социальной физики» и «просвещения» (рационалистические парадигмы), романтизма, «политической истории» Л. Ранке, позитивизма, марксизма. На рубеже XIX-XX вв. всеобщие парадигмы теряют свою актуальность, распространяются мультипарадигматические дисциплины (на основе синтеза), историографические идеи конкретизируются на уровне национальных школ.

III. Теоретические исследования в рамках историографии основываются либо на индуктивной, либо на дедуктивной методологических установках.

Индуктивная установка («от частного к общему») применительно к историческим исследованиям означает, что исследователь отталкивается от собранного конкретно-исторического материала, на основе которого и строит объяснение. Один из вариантов такой индукции: перечисление и сформулированное на этой основе положение. С одной стороны, индукция в исторических исследованиях надёжна. С другой стороны, сложные концепции строить на таком уровне объяснения трудно. Используется в чистом виде в рамках т. н. вспомогательных исторических дисциплин.

Дедуктивная установка («от общего к частному») применительно к историческим исследованиям означает, что в контексте общих исторических предпочтений сначала формулируется определённое теоретическое допущение, которое аргументируется конкретным историческим материалом. Это положение гипотетично, т. е. оно домысливаемо: как правило, исчерпывающим образом доказать его на основе используемого материала нельзя. С одной стороны, дедукция оставляет вариативность интерпретации истории в рамках любой концепции, с другой стороны, это источник любой исторической интерпретации, основа любой концепции, без использования дедукции часть исторического контекста так и осталась бы «в тени».

IV. Теория истории претендует на то, чтобы основываться на объективной информации, этим она отличается от философии истории, которая домысливается («сочиняется»).

Теория истории опирается на объективные методологические принципы (в основе эмпирическое наблюдение, перекрёстная проверка). Этим она кардинально отличается от философии истории (термин предложил Вольтер), причём целесообразно различать два значения этого понятия.

1. Философия истории в общем значении – тоже самое, что собственно историография, то есть дисциплина, которая на основе использования исторического материала занимается анализом наиболее сложных проблем развития человеческого общества. В таком контексте не актуальна.

2. Философия истории в специальном значении – это концепция исторического процесса, в основе которой лежит априорный (внеопытный, независимый от эмпирической проверки) теоретический принцип. Под эту установку искусственным образом подгоняется фактический материал, то есть часть «лишней» информации, которая «просто» идёт с ней в разрез, не учитывается. В таком варианте «философия истории» это «интеллектуальный пирожок» в чистом виде. Логическая конструкция, которая демонстрирует интерпретационные возможности её автора (концепции Гегеля, Кондорсэ и др.). Наибольшую отдачу такая концепции получает, если использует для интерпретации именно исторический материал, то есть интерес представляет не только сам выбранный принцип, но и его обоснование (этапы, стадии).