6. Интеллектуальная деятельность и проблема организации исторического сообщества

На рубеже Средних веков и Нового времени начинает формироваться прослойка светских интеллектуалов, соответственно, предметное поле современных научных дисциплин, в том числе и исторической науки.

Организация социального пространства в рамках этого процесса носит свои отличия.

I. Возможности занятия наукой, в том числе и историей, связаны с уровнем развития социальной системы, которая формирует шкалу тех требований, которые позволяют индивиду заниматься самореализацией в форме научных изысканий.

Индивидуализм связан с развитием капитализма, в том числе с усложнением социальной структуры. Появляется прослойка, которая связывает самореализацию с производством уникального продукта в сфере интеллекта. Одной из таких сфер становится историческая наука. Она имеет дело с интерпретацией окружающей информации, представленной в виде исторических фактов. Однако понятие факта менялось, вместе с этим менялись интерпретационные возможности объяснительных схем, генерируемых в рамках той или иной легитимной культуры.

II. Интеллектуалы связаны с понятием легитимной культуры, в рамках которой наука получает свою организацию и возможности по влиянию на общество с помощью «точек доступа».

Легитимная культура – это признанная система социальных и культурных стандартов: социальные нормы в разных секторах жизни, идея общественного признания, стандарты в виде «совершенных образцов», параметры сертификации («бумажки»). Характерно, что с исторической точки зрения первична т. н. «народная культура», но она была практически полностью утеряна в силу того, что её культурный потенциал не был легитимизирован.

В таком контексте и довольно сложно шёл процесс организации интеллектуалов (преодоление социального ценза, гендерных различий и т. д.). В итоге происходит институционализация т. н. «точек доступа», то есть мест формирования и дальнейшего распространения интеллектуальных установок, в том числе новых исторических идей. Возможности «точек доступа» в том, что здесь концентрируются ресурсы для трансляции сформулированных установок. Они включают в себя организованные учебные заведения (сертификационные центры), информационные каналы (издательства, механизмы контроля), апробированные и легитимизированные методы преподавания.

Структурированное подобным образом социальное пространство позволяет транслировать интеллектуальные установки, вокруг него формируются национальные школы и конкретные научные направления. И, что немаловажно, начинается научное соперничество, что придаёт процессу конкурентный, соревновательный характер – главный принцип развития.

III. Усиление конкуренции в сфере легитимации культурных приоритетов, формируемых с учётом достижений теории истории, вызвало к жизни явление «двойных интеллектуалов».

В рамках любой национальной историографии идёт борьба за доступ к «точкам доступа», то есть к институтам, где идёт воспроизводство школ, известности и есть средства коммуникации. Конкуренции усиливается, на фоне это обстоятельства формируется прослойка «двойных интеллектуалов». Они одновременно являются не только исследователями, но и администраторами (директорами издательств, носителями власти в учебных заведениях). Публичность позволяет зарабатывать «символический капитал», а он уже связан со статусом и материальными возможностями.

В итоге, упрощая, самореализация в сфере исторического знания носит двоякий характер. Чтобы как историку достичь профессионального успеха, надо или вступить в союз с такими «двойными интеллектуалами», которые обеспечат доступ к механизму трансляции своих идей («точке доступа»). Или, если идеи настолько оригинальны, что академи-ческая наука не хочет их инкорпорировать (марксизм, школа «Анна-лов»), необходимо повышать свой социальный статус, формировать вокруг себя новую информационную среду. Возможности такой среды «монетизируются»: любая социальная сеть (инстанция по форматированию научного сообщества, формирующееся рабочее движение или институт образовательных услуг) может в дальнейшем приносить материальную выгоду.

Общий вывод: возможности по организации исторического сообщества до уровня разработки оригинальных научных концепций долгое время были только в Европе, отсюда её полное доминирование в сфере теории истории и во всём остальном сегменте, связанном с интеллектуальным инструментарием.