Общая характеристика марксизма

Во-первых, марксизм формируется к середине XIX века (1848 год – работа «Манифест Коммунистической Партии»), его создатели Маркс и Энгельс.

В 1844 году они встретились в Париже и стали работать совместно, а с 1849 года – в Лондоне, и до смерти оставались в Британии, так как там, как известно, «хорошо». Талантливые интеллектуалы, отчаянно пытались себя самореализовать, особенно Маркс (Энгельс, помимо производства «интеллектуальных пирожков», «подрабатывал на стороне», занимаясь ещё и бизнесом). Формулируют оригинальную, хотя и противоречивую теорию марксизма, которую, по нашему мнению, целесообразно рассматривать по двум направлениям – философия истории и собственно теория исторического процесса.

Академическая среда их идеи не приняла, но они, как люди «по жизни» активные, нашли своего потребителя: лиц наёмного труда. Положение пролетариата действительно характеризовалось плохими условиями жизни (условия труда рабочего класса Британии в середине XIX века – реальный «социальный ад»), концентрацией, низким уровнем образования, т. е. им было легко манипулировать. Самое же главное: лидеры пролетариата были очень амбициозны и им чрезвычайно понравились идеи Маркса и Энгельса о том, что пролетариат, то есть они, будут определять будущее человеческой истории. С этой точки зрения, деятельность Маркса и Энгельса – это сетевой маркетинг международного масштаба.

Но в этом и разница между поведением Маркса и Энгельса и таких, не менее талантливых интеллектуалов, как Руссо, Сен-Симон, Конт. Классики марксизма продвигали свой интеллектуальный продукт по нескольким направлениям одновременно, ориентировались на «сбыт» в различных социальных нишах, адаптируя его под новые социальные «стандарты», а последние пытались «просто» исправить «несовершенный мир» и остались социальными неудачниками.

Во-вторых, парадигмой марксизм стал только после его творческой доработки Лениным и Сталиным.

Эти честолюбивые и талантливейшие политики быстро поняли возможности марксизма как средства социальной манипуляции и достижения власти и сильно его видоизменили. Если т.н. «очищенный марксизм» всего лишь выдумка, «интеллектуальный пирожок» двух немецких честолюбивых интеллектуалов, то марксизм всей этой «великолепной четвёрки» - та точка опоры, которая смогла перевернуть мир в XX веке. Марксизм стал базой глобального и жестокого эксперимента над российским социумом и вызвал к жизни такое «наднациональное» государство как СССР (антирусское по своей направленности), выигравшее Вторую мировую войну для своих союзников и будущих националистов из Восточной Европы и участвующее в «холодной войне» со всем Западом, чтобы поддерживать его в «актуальном состоянии» и демонстрировать на своём примере преимущества рыночной экономики. Коммунисты СССР пытались наладить и идеологическую экспансию в целый ряд регионов планеты. Марксизм стал действительно всемирной парадигмой. Мы, сами того не понимая, по-прежнему живём в позитивистско-марксистском мире: мире высоких технологий и социальных экспериментов. Маркс и Энгельс своей интеллектуальной деятельностью предопределили будущее. В этой системе координат хорошо заметно, что именно философия истории марксизма первична.

В-третьих, на рубеже XX-XXI веков марксизм из академической теории всё больше превращается в теорию леворадикальную, общие принципы которой можно «корректировать» в целях борьбы за власть.

Основой академического марксизма после победы большевиков в России стал СССР. В рамках политической надстройки этого государства марксистская теория развиваться не смогла. Марксизм превратился в набор застывших «догм». Считалось, что классики писали «обо всём»: даже проблему поиска инопланетного разума «можно и нужно» подкреплять их цитатами. Советские учёные, которые пытались марксизм развивать (например, Б. Ф. Поршнев), беспощадно критиковались. В итоге марксистская историческая наука Советского Союза зашла в тупик и сейчас представляет интерес скорее в плане истории исторической науки.

Политическая же составляющая марксизма продолжала эволюционировать, развиваться в Китае, Латинской Америке, ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Сказались её несомненные преимущества: идея переориентации власти на любые, самые маргинальные прослойки населения; обоснование возможности социальных экспериментов «высшим благом» для того или иного социума; быстрой легитимацией своего статуса без учёта исторической специфики властной организации и политической культуры конкретной страны. Поэтому «марксизм жив» и сейчас, однако уже в новом, «полумаргинальном» статусе.