Концепция «пуританской революции» Гардинера

Гардинер Сэмюэль Раусон (1829 - 1902), либеральный английский учёный, не принадлежащий к вигской (политическая история «ножниц и клея») традиции английской историографии. С основными центрами университетской науки Британии непосредственно связан не был, поддержкой их, соответственно не пользовался, испытал на себе влияние первого позитивизма. Рассматривал Английскую буржуазную революцию как крупный религиозно-конституционный конфликт, слабо связанный с социально-экономическими отношениями.

Многотомная работа Гардинера состояла из трёх частей: «История Англии от воцарения Якова I до вспышки гражданской войны, 1603 - 1642» (1883 - 1884); «История Великой гражданской войны, 1642 - 1649» (1886 - 1891); «История республики и протектората, 1649 - 1656» (1894 - 1901).

По мнению Гардинера, «пуританская революция» XVII века в Англии это борьба левой, радикальной и центристской, умеренной, религиозных партий. Связана с тем, что к XVII веку кардинально изменился духовный настрой английского социума. Это было связано с кризисом традиционного католицизма. В этой связи образовалось две религиозных партии: индепенденты (левые) и пресвитериане (умеренные). И те и другие боролись за очищение («пурификацию») английской церкви от епископата и различных элементов католической доктрины. Однако пресвитериане хотели первоначально сохранить даже монархию и превратить пресвитерианство в государственную религию, трансформировав к своим запросам традиционный католицизм. А индепенденты вообще хотели отказаться от всех признаков католической организации церкви, вплоть до полной автономии общины, абсолютно не подчиняющейся земной власти. Эти левые установки приводили «умеренных» в ужас. Таким образом, не социальные, а религиозные, духовные, противоречия привели, по Гардинеру, к самым серьёзным потрясениям в английской истории.

Интерес представляет предположение о том, что победа индепенде́нтов (насилие по отношению к противникам и «своя» «индепендентская коммуна» в масштабах страны) сделала бы английский капитализм невозможным, «мастерской мира» бы не было, не было бы британской империи, ход европейской и мировой истории изменился бы кардинальным образом. Это гипотетическая развилка в английской истории.