III. Рыночно-анклавная (фрагментарная) модель экономического развития в первой половине XX века.

В ярко выраженной форме характерна, к сожалению, для большей части стран мира, для стран, по терминологии известнейшего аргентинского экономиста Рауля Пребиша, т. н. «периферийного» (вторичного) капитализма. В частности, и в том числе, для стран Латинской Америки. Россия, исключая послевоенный советский период, тоже здесь. Возможно, это приговор.

Особенности этой экономической модели:

1. Процесс перекачки рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность невозможен, соответственно, социальной структуры индустриального общества не наблюдается, это «капитализм бедняков».

Страны «переселенческого» капитализма в Латинской Америке долгое время развивались экстенсивно. Формируется низкоэффективная экономическая система с латифундиями и слабой добывающей промышленностью. Высокий компенсационный барьер связан с тем, что не работает механизм спроса и предложения. Перестроить эти сектора экономики на интенсивный лад не реально, очень высоки затраты. Соответственно, сохраняются черты традиционного общества с аграрным перенаселением и архаичным рынком труда. Структура общества не усложняется, наоборот, на определённом этапе начинается маргинализация (истончение) основных социально значимых прослоек. Спрос на средства производства, так же, как и предложение, отсутствуют или очень низкие. Формы организации бизнеса примитивны, само понятие национальных интересов только формируется.

2. Капитализм развивается под влиянием внешних процессов, социум деформируется, сбалансированная экономика отсутствует.

Механизм совершенной конкуренции практически не работает.

Экономики стран периферийного капитализма возникли под задачи обслуживания производственных интересов Европы. По определению, они изначально интегрированы в мировое экономическое пространство и могут развиваться только теми отраслями, которые востребованы на рынке метрополии или в рамках международного разделения труда. Соответственно, часть отраслей на основе рыночных механизмов спроса и предложения просто не может возникнуть. Экономика несбалансированная, развивается как-бы кусочками или анклавами (вкраплениями), отсюда и сам термин. В такой ситуации большая часть населения экономике не нужна, она не может быть задействована в рыночных механизмах. Там капитализм попадает в замкнутый круг: покупательная способность населения низкая, спрос внутри страны маленький, а повысить его нельзя, так как населению негде работать.

В целом наблюдался очень низкий уровень жизни подавляющей части населения. Популярны диктатуры, они проще и эффективнее. Хотя, как это можно наблюдать на примере «старой республики» в Бразилии, олигархия может использовать и представительную систему.

3. Доминирует агро-экспортная олигархия, сырьевая структура экономики не позволяет сформироваться национальной промышленной (т. е. связанной с производством) буржуазии.

Запросы и государственной власти, и развивающегося бизнеса, с течением времени возрастают. Так на повестку дня становятся вопросы национального развития, эффективной рыночной системы, национального капитализма. Они приходят в объективное противоречие с уже существующей социально-экономической системой. Ведь экспортная олигархия потому так и называется, что богата. Получается, самую богатую и, соответственно, могущественную прослойку населения всё устраивает.

В рассматриваемый период страны периферийного капитализма пытаются выбраться из тупика зависимого развития, для этого осуществляются социальные эксперименты с крайне противоречивыми последствиями. Социумы с тем или иным уровнем организации политической элиты пытаются определить и обеспечить оптимальные условия для своего развития, комбинируя или отдавая приоритет разным аспектам воздействия на свою экономическую структуру (национализация, создание государственного сектора, аграрные реформы разной направленности, политические вариации на тему). Поскольку в истории невозможен повторный эксперимент, все они по-своему уникальны.