Религиозные тексты традиционных обществ (христианская традиция)

Основу христианской традиции составляет комплекс источников, состоящий из трёх основных частей (канон, апокрифы, мистическая литература), в которых отражены различные аспекты вероучения.

Общая характеристика немецкой историографии

Специализация и политизация – вот два основных параметра, которые наложили отчетливые исторические особенности на процесс развития немецкой национальной историографии.

Долгое время формирующийся немецкий социум был политически раздроблен. И это было, с точки зрения исторической ретроспективы, плюсом: немецкая музыка, литература, техника гениальны, всё это не только «вне времени», но и вне этнических стереотипов.

Общая характеристика национально-политической историографии в Германии 40-70-х гг. XIX века

В 40-70-е годы XIX века одним из самых заметных научных направлений в Германии была т. н. малогерманская историческая школа.

  • Дро́йзен Иоганн Густав (1808-1884)
  • Зи́бель Генрих фон (1817-1895)
  • Мо́ммзен Теодор (1817-1903), единственный собственно историк в мире, который получил Нобелевскую премию в 1902 году, правда, «по литературе», но за пропаганду истории в яркой, незаурядной форме.
  • Тре́йчке Генрих фон (1834-1896)

Политическая парадигма в рамках германской историографии XX века и её кризис (Мейнеке, Риттер, Ротфельс)

В период 20-60-х гг. позиции немецкого идеалистического историзма были очень сильны и поэтому основные теоретические проблемы пытались решить в рамках парадигмы политической истории. Попытки теоретически пере-осмыслить определённые моменты немецкой истории связаны в том числе с фамилиями Ф. Мейнеке, Г. Риттера, Г. Рот-фельса.

Идеи Курцио Малапарте в контексте волны «оранжевых революций» рубежа XX - XXI вв.

Специфику марксистских установок, а с ними и дальнейшую судьбу марксистской теории, легче понять, учитывая идеи итальянского публициста Карла Эриха Зуккерта (1898 –1957), более известного под своим творческим псевдонимом Курцио Малапарте (фамилия означает «худая доля» в противовес великому Бонапарту и его «хорошей доле»), которые содержатся в его работе «Техника государственного переворота» (1931).

Теория исторического процесса марксизма (концепция формаций)

I. Теория исторического процесса марксизма получила своё воплощение в концепции формаций.

Концепция формаций – чисто логическая и достаточно противоречивая схема, в основе которой факт стадийного (формационного) развития общества. Основные формации антагонистические и развиваются на основе экономических механизмов, регулятором которых является обмен. Классический вариант формационного деления предполагает пять стадий: первобытнообщинный строй, рабство, феодализм, капитализм, коммунизм.

Философия истории марксизма (история как борьба классов)

В своём анализе проблемы мы исходим из положения о том, что философия истории в своём специальном, «узком», теоретическом значении – концепция исторического процесса на основе априорного (внеопытного) принципа.

В таком случае основные установки философии истории марксизма можно свести к следующему:

I. Исторический процесс определяет тенденция борьбы классов между собой («история есть борьба классов»).

Общая характеристика марксизма

Во-первых, марксизм формируется к середине XIX века (1848 год – работа «Манифест Коммунистической Партии»), его создатели Маркс и Энгельс.

В 1844 году они встретились в Париже и стали работать совместно, а с 1849 года – в Лондоне, и до смерти оставались в Британии, так как там, как известно, «хорошо». Талантливые интеллектуалы, отчаянно пытались себя самореализовать, особенно Маркс (Энгельс, помимо производства «интеллектуальных пирожков», «подрабатывал на стороне», занимаясь ещё и бизнесом). Формулируют оригинальную, хотя и противоречивую теорию марксизма, которую, по нашему мнению, целесообразно рассматривать по двум направлениям – философия истории и собственно теория исторического процесса.

Основные теоретические принципы романтизма

I. Единственный реальный субъект (действующее лицо) в истории – нация, национальный организм, т. е. романтизм «открыл» миру нацию.

Реальная политическая история Европы рубежа XVIII - XIX вв. показала, что никакого якобы единого человечества, прогрессивно или «правильно» развивающегося на основе естественных законов «разума» и «доброты» нет. Получалось, что человечество разнообразно, и у каждой его части своя история.

Основные методы и приёмы историографии романтизма

Теоретические принципы романтизма требовали специальных методов и приёмов для их воплощения в практику конкретных исторических исследований. Именно поэтому они имели свою специфику.

I. В рамках национальных историографических школ, испытавших на себе влияние романтизма, в первую очередь, во Франции, было обосновано специфическое понимание исторического факта, когда учёные исходили из того, что факт несёт в себе информацию внешнюю (формальную) и скрытую (подлинную).

Основатели школы «Анналов»: Марк Блок, Люсьен Февр и становление исторической антропологии

В рамках французской историографии уже около полувека существует направление, во всём мире известное как «Новая историческая наука» или школа «Анналов» (анналы – годовые сводки).

Формируется в 20-е годы XX века на фоне кризиса исторической науки и т. н. «классического историзма» рубежа веков и вбирает в себя все основные достижения западной исторической мысли и марксизма, творчески их переосмыслив. Причём сами представители этого направления периодически высказываются в том смысле, что такой «школы» нет, есть «общее направление движения», «стратегия», или «дух» Анналов. Выделяют уже три или четыре этапа её эволюции. Школа оказала колоссальное влияние на всю мировую историографию и является одним из самых ярких феноменов исторической мысли XX века.

Уильям Робертсон как классический представитель Просвещения

Робертсон Уильям (1721 - 1793), шотландский исследователь, в своих работах использовал и развивал основные установки просветительской парадигмы. Несмотря на свою односторонность, парадигма Просвещения уже учитывала социально-психологический компонент человеческой истории, хотя и сводила его к социологическим терминам «дух и нравы» и «мнения». Причинно-следственная цепочка, в рамках которой традиция («дух и нравы») меняется под влиянием новых «мнений», что вызывает соответствующие изменения в социально-экономической ситуации, была шагом вперёд в объяснении исторических закономерностей.

Остановимся на исторической концепции, которую Робертсон развивал в одной из центральных своих работ – «Истории царствования императора Карла V» (1769). Его основные установки, так или иначе, соотносятся с изучением социально-психологического аспекта человеческой истории.

Основные теоретические принципы и методологические приёмы первого позитивизма

Первый позитивизм возник в 20-30 годы XIX века, во второй половине этого века пережил существенную трансформацию и, наконец, в контексте научных изменений, традиционно именуемых отечественной историографией кризисом научного знания, утратил научную привлекательность на рубеже XIX-XX вв. Таким образом, первый позитивизм (классический позитивизм) стал последней всеобщей теоретической парадигмой. Далее столь широкого признания методологические системы уже не получали.

Многофакторный подход к истории

В России открытое господство позитивистских принципов пришлось на 60-80-е годы XIX века. На рубеже XIX/XX вв. позитивизм в России, как и везде в мире, испытывал кризис. В таких условиях позитивистская доктрина претерпела неизбежную трансформацию, получив в России интересное развитие в виде многофакторного подхода к истории.

Цивилизация как социальное единство в концепции А. Дж. Тойнби

Известнейший английский историк XX века Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) является основоположником цивилизационного подхода к истории, продуктивность и даже общая целесообразность применения которого вызывает на протяжении всего XX века оживленные дискуссии. Одной из вершин мировой историографии является его многотомная работа «Постижение истории» (1934-1961), которая оказала огромное влияние на мировую историческую, социологическую, философскую мысль, весь комплекс мирового гуманитарного знания. В этой работе ученый доказывал, что непрерывного поступательного движения человечества как некоего абстрактного целого нет, оно заменяется на циклическое развитие отдельных цивилизаций.

В рамках проблематики нашего сайта обратим внимание на следующее: