Романтизм

Романтизм – направление в исторической науке первой половины XIX века. Несмотря на противоречивость своих основных положений, парадигма романтизма имела всеобщее распространение. Сама идея появилась в контексте творчества не собственно историков, а лиц творческих профессий – писателей, художников. Неслучайно, у истоков романтизма стояли, в том числе, писатели Франсуа Рене де Шатобриан (1768 - 1848) («Гений христианства», 1802) и Вальтер Скотт (1771 - 1832), своеобразный «Стивен Кинг XIX века», тиражи книг которого по тем временам выходили фантастическими тиражами («Айвенго» (1820), «Квентин Дорвард» (1823)). Они сформулировали исходную установку: традиция, национальный дух, «любовь к отеческим гробам».

Влияние идей романтизма испытали национальные исторические школы крупнейших европейских стран, однако реализовалось это влияние в разных странах по-разному.

Во Франции разделяющие установки романтизма историки называются «историками периода Реставрации»:

Тьерри Огюстен (1795 - 1856)

Гизо Франсуа (1787 - 1874)

Минье Франсуа-Огюст (1796-1884)

де Местр Жозеф Мари (1753 - 1821)

В Германии под влиянием идей романтизма возникла «историческая школа права»:

Савиньи Фридрих-Карл (1779 - 1861)

Эйхгорн Карл-Фридрих (1781 - 1854)

В Англии разделяющие такие установки учёные - это консерваторы:

Бёрк Эдмунд (1729 - 1797)

Основные теоретические принципы романтизма

I. Единственный реальный субъект (действующее лицо) в истории – нация, национальный организм, т. е. романтизм «открыл» миру нацию.

Реальная политическая история Европы рубежа XVIII - XIX вв. показала, что никакого якобы единого человечества, прогрессивно или «правильно» развивающегося на основе естественных законов «разума» и «доброты» нет. Получалось, что человечество разнообразно, и у каждой его части своя история.

Основные методы и приёмы историографии романтизма

Теоретические принципы романтизма требовали специальных методов и приёмов для их воплощения в практику конкретных исторических исследований. Именно поэтому они имели свою специфику.

I. В рамках национальных историографических школ, испытавших на себе влияние романтизма, в первую очередь, во Франции, было обосновано специфическое понимание исторического факта, когда учёные исходили из того, что факт несёт в себе информацию внешнюю (формальную) и скрытую (подлинную).