Политико-дипломатическое противостояние на рубеже XX-XXI веков и меридиональная экспансия США

Направления меридиональной (по линии север-юг) экспансии США были продолжены после 1991 года, когда «распался» главный оппонент этой страны по «холодной войне» - СССР. С основной задачей США по-прежнему справляются: продолжают контролировать регион Латинской Америки. Оппонентов сейчас здесь у США просто нет: они главные и могут делать «что хотят».

Обратим внимание на тенденции политико-дипломатического противостояния в период после 1991 года в контексте меридиональной экспансии США.

Геополитическое обоснование прежнее: «доктрина Монро», «натиск на Юг». При Буше-старшем («папе») применительно к новой политической ситуации США её открыто и провозгласили. Итак, уже в 1991 году на очередной сессии ОАГ Госсекретарь США Иглбергер заявил, что в ходе «естественного» развития событий в мире 90-х годов США «обречены» на «глобальное лидерство», поэтому они берут на себя «глобальную ответственность за создание демократического полушария».

Во-первых, продолжается политика по привязке стран региона к экономическому пространству США.

В 1990 году Буш-старший («папа») выступил с программой «Инициатива для Америк» (ИДА): предоставляется помощь и списываются долги. Критерий «нуждаемости»: прохождение «сертификации» в зависимости от усилий по борьбе с наркобизнесом. Процедура политическая: так, Мексика «сертифицирована» сразу, а Колумбия – нет. Характерно, что процедура осуждена всеми странами ОАГ.

Экономическое доминирование США в ЛА достаточно заметно. В 1994 году появилась САЗСТ (NAFTA): Мексика, США, Канада. На разное время в период кризисов происходила «долларизация» ряда национальных экономик (Аргентина, Панама, Эквадор). В противовес Уго Чавес создал организацию ALBA «Боливарианская альтернатива для Америк», однако существенной роли она сыграть не смогла (Венесуэла, Никарагуа, Гондурас, Куба, Боливия, Доминика). Долгое время шли разговоры о создании МАЗСТ (Межамериканской зоны свободной торговли): «от Аляски до Огненной Земли», однако пока этот проект США осилить не могут.

Во-вторых, сохраняется американское военное присутствие в регионе: США по-прежнему боятся, а значит, «уважают».

Регион «окутан» густой сетью американских баз, поэтому ряд небольших государств уже не видит смысла в национальных вооружённых силах: в 1949 году от своей армии отказалась Коста-Рика, в 1990 году - Панама, до 2013 года – Гаити.

От антикоммунизма отказались. В 1992 году устав ОАГ изменили: добавлена поправка, которая позволяет вмешиваться в дела страны, где произошёл «недемократический» переворот. Параметры вмешательства достаточно размыты. Так, в 1994/1995 годах под эгидой ОАГ осуществлена так называемая «позитивная интервенция» на Гаити. Упрощая, поменяли «плохого» президента (он «не нравился» США) на «хорошего».

В-третьих, произошла переориентация систем национальной безопасности стран региона под новые угрозы.

На рубеже XX- XXI веков на первый план «проамерикански» ориентированных систем национальной безопасности выходят задачи по поддержанию внутренней политической стабильности. Поэтому вооружённые силы также заставляют переориентироваться на полицейские функции: борьба с терроризмом, наркотрафиком, криминалом, повстанческими движениями под радикальными или националистически ориентированными лозунгами.

В-четвёртых, под предлогом «либерализации» и «общих ценностей» США во взаимоотношениях со странами Латинской Америки отдают предпочтение не международному праву, а своему внутреннему национальному законодательству.

В 1992 году Верховный Суд США разрешил агентам своих спецслужб арестовывать и доставлять к себе с территорий иностранных государств тех, кто осуждён судами США. Все члены ОАГ осудили этот закон как нарушающий нормы международного права.

Проблемы наркобизнеса, терроризма, миграции в рамках САЗСТ решаются на основе собственно американского национального законодательства.

Итак, стабильность в мире ещё возможна и она – в Америке, которая «для США».