Йохан Хёйзинга и социально-психологические особенности средневекового общества

Йохан Хёйзинга (1872-1945) - известнейший голландский историк и мыслитель, обращавшийся в своих исследованиях, в том числе, и к анализу социально-психологического аспекта истории. В своей самой известной работе «Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах» (1919 года) автор как раз и задавался целью выяснить, как зародились и расцвели «средневековые идеи и формы жизненного уклада».

В контексте исследуемой проблематики выделим три принципиально важных проблемы, на которые ученый обращает основное внимание.

Во-первых, анализируя средневековое сознание, Хейзинга останавливается на общем «тоне жизни» этой эпохи, особенностях восприятия человеком окружающего мира.

На исходе Средневековья основной тон жизни – горькая тоска и усталость, считал Й. Хёйзинга. Народ в период Средневековья воспринимать и собственную судьбу, и творившееся вокруг как нескончаемые бедствия дурного правления, вымогательств, дороговизны, лишений, чумы, войн и разбоя. Война обычно принимала затяжные формы; в городах и деревнях определяющим было ощущение постоянной тревоги; население то и дело подвергалось нашествию всякого опасного сброда; правосудия было жестоким и несправедливым; поскольку общество было религиозным, сюда добавлялась еще и боязнь адских мук, страх перед чертями и ведьмами. Отсюда «чувство всеобщей беззащитности», ощущение глубокой подавленности, жизнь была окрашена в самые мрачные краски.

С этой точки зрения получается, что средневековое общество хоть и традиционно, но, как и наше, очень психически неуравновешенно. Разница, выражаясь образно, только в том, что тогда не было антидепрессантов и психоаналитиков. Именно это позволяет утверждать, что средневековое общество – это общество духовных эпидемий.

Таким образом, учёный вплотную подходит к понятию, которое сейчас определяется как менталитет, т. е. неосознанные мотивы сознания и поведения, определяющие жизнь любого человека. В дальнейшем французская школа «Анналов» детально стала разрабатывать эту проблему. Поэтому косвенное влияние идей Хейзинги на дальнейшее развитие французской и всей мировой историографии прослеживается достаточно определенно.

Во-вторых, интересна мысль Хейзинги о том, что в системе координат восприятия мира центральную роль играл рыцарский идеал.

Средневековое общество находилось в специфическом возбужденном состоянии, отличалось крайней нервозностью и неуравновешенностью. Поэтому средневековый менталитет сформировал рыцарский идеал как вариант поведения светского человека в такой стрессовой ситуации. В основе этого идеала – идея аскетизма, т.е. необходимость служения обществу во имя некой высшей цели.

Основа идеи рыцарства в средние века, по мнению Хёйзинги, сводится к тому, что якобы именно аристократия, верная этим самым рыцарским идеалам, призвана поддерживать и очищать окружающий мир. Рыцарство призвано защищать и оберегать два других сословия (крестьянство и духовенство). В рыцарстве концентрируются качества, достойные подражания: воинская доблесть, риск, чувство локтя, верность, самоотверженность. Таким образом, рыцарский идеал выстраивается на благородном образе человеческого совершенства.

Заметим, что для нас такие качества непривычны, потому что мир индивидуализма и конкуренции требует от человека других качеств. Поэтому и поведение людей разных эпох принципиально различно.

Наконец, в-третьих, важна, по нашему мнению, установка Хейзинги по поводу того, что поведение человека средневековья отличалось крайней психической неуравновешенностью.

Выражалось это в том, что совершенно спокойный на первый взгляд человек моментально «вспыхивая», вёл себя, опять же по нашим меркам, очень странно, а именно: сплошь и рядом наивно-поверхностное понимание религиозного долга вдруг сменялось чрезмерной пылкостью.

В душе человека Средневековья все высокие и чистые чувства выражаются в религии, тогда как естественные, чувственные, мирские влечения, считаются греховными. В средневековом сознании формируется как бы два жизненных воззрения, располагающиеся рядом друг с другом. Как правило, эти воззрения пребывают в шатком равновесии в отношении друг друга, хотя чаши весов то и дело резко колеблются. В итоге, когда что-нибудь одно перевешивает, человек либо устремляется к святости, либо грешит, не зная ни меры, ни удержу. В такой ситуации сочетаются не сочетаемые качества. Например, свойственное этому времени пристрастие к роскоши причудливо сочетается с проявлением строжайшего благочестия. Так, Герцог Савойский вместе с шестью рыцарями своего ордена Св. Маврикия становится отшельником, но при этом носит позолоченный пояс, алую шляпу, золотой крест и не отказывает себе в добром вине и так далее.

Многочисленные проявления средневековой религиозности, накладываясь на общий тон жизни этого времени, обеспечивали тотальное проникновение в мысли и чувства обычного человека определенных образов и сообщали его сознанию характерные для менталитета всего общества черты.